В пятницу, 3 декабря, губернатор Николай Любимов подписал распоряжение о присвоении почетного звания региона «Рубеж воинской доблести» четырем населенным пунктам Кораблинского района. Это город Кораблино, село Яблонево, деревни Новоселово и Николаевка. Звание присвоили за мужество, стойкость и самоотверженность воинов, защищавших эти населенные пункты от врага в ходе битвы за Москву в годы Великой Отечественной войны.
В память кораблинцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной
Жители Кораблинского района внесли немалый вклад в победу советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. В 1943–1945 годах защищать Родину ушли 11 608 кораблинцев. Из них 8 500 человек не вернулись: погибли на фронтах, умерли от ран в госпиталях, скончались в лагерях военнопленных. За героизм, проявленный в боях с врагом, 13 кораблинцев удостоены звания «Герой Советского Союза», один стал кавалером Ордена Славы.
По инициативе главы администрации района Нины Объедковой, в 2021 году началась работа над книгой, посвященной событиям, произошедшим на территории района в 1941-1945 годы, и вкладу кораблинцев в Победу над немецко-фашистскими захватчиками. В ходе работы открылись новые факты, на основании которых администрация района обратилась к губернатору Николаю Любимову с ходатайством о присвоении городу Кораблину, селу Яблоневу, деревням Новоселово и Николаевка звания «Рубеж воинской доблести». Вот эти факты.
Воспоминания старожилов и записи журнала боевых действий
В конце ноября 1941 года разведывательные и подрывные команды регулярных частей вермахта вторглись в пределы Кораблинского района. Согласно данным архива Рязанской области, немцы находились в Новоселове, Яблоневе, Гуровке, Ерлине. По словам жителей, немецкие разъезды встречались в районе Щелева, Щелевских хуторов, Дрокова. Например, Василий Борисов (1931 г. р.), уроженец Большой Гуровки (ныне живет в д. Бобровинки), вспоминал:
«Через нашу Большую Гуровку они двинулись к Биркинскому мосту, но оттуда быстро вернулись, так как мост хорошо охранялся. Мы стояли у дороги, а они проезжали мимо – по три человека на мотоциклах.
Сохранились записи журнала боевых действий 10-й моторизованной пехотной дивизии вермахта, за несколько дней до этого оккупировавшей Михайлов:
«26 ноября. 19.57. Батальон потерял возможность связаться для оповещения с подрывной командой, отправленной в направлении железнодорожного моста через Проню. Об отправке подрывной команды командование дивизии не было оповещено и соответствующего приказа не отдавало».
На ночлег немцы остановились в деревне Новоселово, откуда предположительно в ночь на 28 ноября 1941 года были выбиты кораблинским истребительным батальоном, состоявшим из партийных работников и сотрудников НКВД. Фашисты, потеряв двух человек, вынуждены были отступить с территории района.
Воздушные бои и противостояние в небе
26 ноября на поле возле Новоселова совершил аварийную посадку самолет 1-го дальнего разведывательного авиаполка, экипаж которого попал в плен. Однако сумел бежать из колонны пленных по дороге Яблонево-Скопин во время атаки советского самолета. После побега летчики явились в Кораблинское отделение НКВД, затем их доставили в Рязань. После этого экипаж продолжил воевать с врагом.
1 декабря 1941 года на территории района потерпел крушение двухмоторный советский самолет, его экипаж погиб. Местные жители похоронили летчиков на кораблинском кладбище. В результате поисковой работы удалось предположительно установить личности погибших. Подтвердить или опровергнуть предположение поможет ДНК-экспертиза, результаты которой вскоре будут известны.
Во время войны территорию Кораблинского района и проходившую по нему железнодорожную ветку неоднократно бомбили. Авианалеты враг совершал в ноябре и декабре 1941 года (всего 10) и в июне-июле 1942 года (10). В результате попадания бомб на железную дорогу движение поездов на ней прекращалось. Для восстановления путей привлекали местное население. Например, 3 июля 1942 года – около 400 человек из окрестных деревень, 5 июля 1942 года – 50 колхозников Каменского сельсовета.
Известно также, что в ноябре 1941 года на аэродроме «Кораблино» базировались боевые самолеты 11-й смешанной авиадивизии (8 истребителей Лагг-3 165-го истребительского авиаполка согласно донесению о боевом составе частей ВВС на 24 ноября 1941 года).
Что касается Николаевки, то это ближайший населенный пункт от Биркинского железнодорожного моста, который стремились подорвать немцы, т.е. она находилась вблизи линии обороны, что, согласно формулировке Закона Рязанской области «О почетных званиях», дает право на присвоение звания «Рубеж воинской доблести».
Воспоминания кораблинца Василия Борисова
Сохранились воспоминания жителя села Бобровники Кораблинского района Василия Степановича Борисова1931 года рождения. Их записала ведущий бибилотекарь Бобровинской сельской библиотеки Елена Курашкина.
«Когда началась война, тут сразу узнали все, вся Советская Россия. Так? Да? И вот и начали подбирать. Нынче одних призовут, завтра других. Отец мой пошел в третий ряд. Первый – Васька. Он попал на Финскую, еще пораньше. Семен – за ним, двое ребятишек осталося. Отец мой пошел уже в третью очередь. Нас осталось четверо. Я самый старший. Ну, жилось в ту пору… никому легко-то не жилось. Всем трудно было. А когда немцы-то на своих этих колясках-то, на мотоциклах… Ведь шесть мотоциклов прошло на этот мост-то! Моего дядю они под Гуровкой догнали, (он за отцом был второй) и они его догнали под Гуровкой, с Елютинки ехали.
«Как дорогу найти на мост?»
У них, наверное, и карта была, а он им показал:
«Вот прям на Моловку по дороге свернете, а там и мост недалеко».
Но они оттуда вернулись быстро. Потому что он охранялся. А на вторую ночь-то тут полегонечку, как, уж где, что народ собрался. Кто с ружьем, кто с чем, (они опять остались в Новоселово ночевагь), а ночью-то их и тряхнули. Двоих в ту пору убили. Похоронили их в Новоселово, закопали. А эти уехали.
Сам фронт-то он в Скопине же был да в Михайлове. А тут не было солдат-то никого – старики, да мы, малыши, и бабы. Все!
Рассказ Марии Гущиной
Родилась Мария Васильевна Гущина в 1935 году на Щелевских хуторах Кораблинского района. Когда началась Великая Отечественная война, Марии Васильевне было 6 лет, но воспоминания об этом времени она сохранила до сих пор.
«Помню в нашу деревню в 1942 году со стороны Скопина двигались немцы на трех мотоциклах. Они заходили в дома, которые стояли в начале деревни. А нам, детям, любопытно, хочется разглядеть кто такие немцы. Я, сестра Надя (1934 г. р), брат Иван (1929 г. р) побежали их глядеть, но мать нас на улицу не выпустила, и мы в окно смотрели.
Подъехали немцы к колодцу и давай плевать в него. Немцы кричали «Рус, Рус!» и протягивали кусочки сахара. Скорее всего это были немецкие разведчики, затем они двинулись дальше по дороге в сторону Новоселово.
Помню, что в Сафоновке был сбит немецкий самолет, и все местные жители побежали смотреть. Мой старший брат Иван рассказывал, как один из жителей, который первый прибежал с убитого летчика снял сапоги. А второго летчика нашли позже в поле Великой Луки, когда поехали за сеном».